Пожалуйста, пролистайте слайды после того, как посмотрите первую лекцию.
Вы ведь уже посмотрели лекцию, правда?
Первый женский журнал появляется в 1693 году в Англии. «Дамский Меркурий» сыграл большую роль в становлении изданий для женщин, хоть и выпускался всего 3 недели в виде одного листка бумаги.
В XVIII веке модные журналы очень популярны, но рассчитаны исключительно на аристократию. Подобные издания появляются в России и Америке — пока что они повторяют европейские образцы.
В XIX веке аудитория женских журналов расширяется, а на их страницах освещаются социально важные темы. Модная иллюстрация по-прежнему лишена художественных изысков.
Дополнительные материалы
Предлагаем вам самостоятельно прогуляться по страницам модных изданий XVIII и XIX века. Переходите по ссылкам, чтобы полистать их:
Лекция 2 Работы художников на страницах модных журналов
Пожалуйста, пролистайте слайды после того, как посмотрите вторую лекцию.
А то здесь содержатся спойлеры.
С приходом фотографии в модные журналы иллюстрации становятся самостоятельными произведениями искусства. Стиль модерн переосмысливает роль и оформление обложки, а в 1913 году над ней впервые работает живописец — Леон Бакст.
Эпоха ар-деко — золотой век модной иллюстрации. Её центральный образ — современная женщина, главные художники 1920-х годов — Эдуардо Бенито и Эрте.
В 1930-х Harper's Bazaar приглашает к сотрудничеству Сальвадора Дали и тем самым задаёт новую тенденцию — обложки журналов превращаются в картины. Но с 1950-х годов работы художников всё реже появляются в модных изданиях, а к 1980-м совсем исчезают.
Среди иллюстраторов были и женщины — это работа Хелены Драйден, американской художницы, которая во многом сформировала образ обложки Vogue.
Почти на каждой обложке есть подпись художника — Хелен Драйден часто размещает свою в правом нижнем углу рисунка.
Ещё один иллюстратор, о котором не говорилось в лекции — Джордж Вулф Планк. Здесь его подпись также справа внизу напоминает причудливое насекомое, рифмуясь с изображением женщины-бабочки.
Хотя на самом деле подпись — это инициалы его имени “GWP”, которые он вписывает на каждую обложку.
На этой работе для Vogue Планк не только отражает моду на Восток, но стилизует изображение под японские гравюры.
Здесь Жорж Лепап удачно отобразил образ современной женщины. В 1920-е — это самостоятельная женщина, которая распоряжается своим временем и путешествует в собственном автомобиле.
Она центр всеобщего внимания — посмотрите, как яркое пятно платья притягивает взгляд. Лишь потом замечаешь мужчину справа, людей с зонтами позади и городской пейзаж.
А здесь важна не женщина, а романтический образ весны. Кстати, подпись Жоржа Лепапа спрятана в правом нижнем углу.
Для Эдуардо Бенито всегда важен образ женщины как символа. Он почти превращает её в статичную, но очень стильную скульптуру.
Обратите внимание, какие удлинённые формы использует художник. Подпись Эдуардо Бенито всегда вписана в прямоугольник или квадрат, здесь она слева, у нижнего края обложки.
Обложки Эрте можно долго разглядывать — не кажется ли вам, что в солнечном диске есть пара влюблённых?
Эрте не всегда работает в такой изящной манере. В 1930-е он создаёт почти геометрические композиции. Кстати, у него очень характерная подпись — внизу справа, она есть на каждой его обложке.
Небоскрёбы, свет прожектора и женщины — это главные символы эпохи ар-деко.
Композиции Кассандра претендуют на звание самостоятельных сюрреалистических произведений.
Проследите взглядом за ниткой — она постоянно меняет свой цвет в зависимости от фона.
Это иллюстрация Жана Кокто. Если в сюрреализме и есть образ женщины, он совершенно далёк от реальных прототипов.
На эскизе Сальвадора Дали женщины превращаются в силуэты сюрреалистических скульптур.
Лекция 3 Модная фотография и живопись
Вы знаете, что делать. Листайте, если уже посмотрели лекцию.
Фотография на страницах модных журналов находилась под влиянием живописи и иллюстрации вплоть до 1930-х годов. Толчком для экспериментов стало изобретение портативной фотокамеры.
Стиль живописи, который сильно повлиял на модную фотографию (и влияет до сих пор) — сюрреализм. Технические возможности фотографии позволяют воспроизвести сюрреалистические приёмы, и при этом получить эффектный, запоминающийся снимок.
Фотографы эпохи постмодернизма цитируют известные картины, иронично обыгрывая образы или придавая им новое звучание. Некоторые авторы делают это почти незаметно, и аллюзию может заметить только насмотренный зритель.
Дополнительные материалы
За то, что в современных фотосессиях множество отсылок к произведениям известных художников и скульпторов, мы обязаны эпохе постмодернизма. Это очень большая тема, и у нас есть отдельная лекция про то, как понимать искусство постмодернизма. Вы можете посмотреть её прямо сейчас (это бесплатно).